«Сейчас все кресла качественные», — уверены некоторые родители, полагая, что китайцы давно скопировали технологии именитых производителей. А значит, и переплачивать за бренд не нужно — все кресла примерно одинаковы. Логично? Давайте разберёмся, из чего складывается цена детского кресла, и связана ли она напрямую с качеством.
Как и любое современное производство, выпуск детских кресел — процесс многогранный и сложный. Добровольные и обязательные краш-тесты, разработка документации, сертификация в десятках стран и отлаженная гарантийная поддержка — лишь вершина айсберга. Качественное детское кресло — результат труда многих профессионалов: инженеров, врачей, специалистов по безопасности, промышленных дизайнеров, технологов. Производители вкладывают огромные деньги в R&D — научно-исследовательскую и конструкторскую работу. И за каждым техническим решением, применённым в детском кресле — тысячи часов работы умных людей. Отдельный важный этап — испытательная лаборатория. Только на стенде можно проверить верность идей и расчетов, когда чертежи воплощаются в реальный продукт.
Наконец, производственная линия — этап, на котором можно с лёгкостью перечеркнуть все предыдущие усилия. Неточная сборка, нерасчетное качество материалов или банальный брак сделают кресло не таким, каким оно задумывалось и испытывалось. Качество подразумевает высокий профессионализм сотрудников, которые по праву требуют за свой ответственный труд достойной оплаты. И тут мы подходим к переносу производства в Китай.
Производство в Китае. Выгода и последствия
«Не путайте производство в Китае и китайских производителей», — призывают нас продавцы. Нет смысла спорить с очевидным: сотни мировых брендов открыли заводы в Поднебесной, снизили расходы на 20-30%, и продолжают делать хорошие вещи. Но и факт, что японская Тойота несколько отличается от Тойоты, сделанной в Китае, давно проверен на практике. Стандарты качества, вроде бы, одни и те же, а результат разный.
Страна-изготовитель играет роль, и рекламные фразы «произведено под контролем» не должны вводить в заблуждение. Европейские или японские менеджеры, организующие работу в странах с дешевой рабочей силой, не в силах изменить местный менталитет и «культурные особенности». А они иногда «выстреливают», причём по детям.
В 2016 году вполне приличное детское кресло MUM’S CARRY LEGER от японской корпорации SANSHO, произведённое в Китае, с треском провалило испытания NASVA, получив оценки «не рекомендовано» для грудничков и «приемлемо» для малышей. Показательна причина неудачи: дефектный фиксатор верхней лямки ремня, удерживающий кресло, во время краш-теста не выдержал и просто разлетелся на части.
Увы, немногие готовы идти против экономических реалий рынка, и даже ведущие европейские бренды детских кресел постепенно переносят производство в Китай. Не всё гладко и у них: например, кресло Dualfix, собираемое на китайском заводе Britax-Roemer, недавно попало под отзывную кампанию из-за «потенциально опасных компонентов».
У производства в Китае есть ещё одна особенность. Через год после запуска новой модели, а то и раньше, производитель с удивлением обнаруживает на китайском рынке местные клоны своей продукции. Обычно это даже не копирование, а внешнее подражание, без понимания логики конструкторских решений и каких-либо проверок на стенде. Но массовый потребитель в это не вникает: привлекательной цены и внешней схожести с известным продуктом зачастую достаточно для импульсной покупки китайской реплики.
Чистокровные «китайцы»
Анализируя результаты краш-тестов, и не найдя среди аутсайдеров китайских кресел, легко допустить классическую «ошибку выжившего», сочтя их качество хорошим. На самом деле, такие кресла на испытания даже не попадают, а сами китайские бренды усиленно маскируются под корейские и российские (с милыми для русского сердца названиями из детства). Обязательную сертификацию они зачастую проходят формально, «решая вопрос» с необходимыми бумагами — китайцы быстро освоились в реалиях соседнего рынка. Россияне в предприимчивости не уступают: заказать в Китае дешёвые кресла, поставить на них клеймо «Сделано в России» и продавать под собственным брендом — популярный вариант импортозамещения. Качество этих кресел никого не волнует, главное — выгода.
«Серый» рынок детских кресел также процветает. Китайские фабрики штампуют изделия на любой вкус и цвет: от хрупких пенопластовых бустеров и бескаркасных тряпочек-убийц до кресел, внешне не отличимых от хороших брендовых. В Россию они попадают в обход правил, избегая даже формальной сертификации, поэтому цена на них может равняться одной заправке машины. И далеко не всегда их втюхивают невнимательным родителям нерадивые продавцы. Зачастую такие кресла заказывают на китайских аукционах для собственного ребёнка вполне осознанно.
Что объединяет все эти кресла? Почти полное отсутствие затрат на то самое R&B — исследования и разработку. Кресла делают по добытым чертежам устаревшей брендовой продукции, адаптированным (упрощённым) под ручную конвейерную сборку. Никаких испытаний их безопасности, никакой проверки качества материалов, с которыми будет контактировать ребёнок — только сборка и упаковка. Расходы минимальны, объёмы огромны, цена привлекательна, качество — никого не волнует.
Восприятие цены
Дешёвая рабочая сила — это неплохо, когда речь идёт об одежде, автомобильных аксессуарах или бытовой технике. Она позволяет снизить конечную цену для потребителя, делая вещи доступнее без критичной потери качества. Но мы убеждены: когда речь идёт о безопасности детей — оно того не стоит.
Прямая зависимость между качеством детского кресла и его ценой очевидна. Исключите из производственной цепочки расходы на разработку и исследования, добротные материалы и испытания, и одновременно упадёт как конечная стоимость, так и качество. Чудес не бывает: сделать технически сложную вещь хорошо и дёшево невозможно — либо одно, либо другое.
Дело лишь в психологии потребителей, готовы ли они воспринимать высокую цену на определённые вещи как должное. Взгляните на рынок мобильных устройств: Apple и Samsung давно приучили пользователей, что цена $1000 за смартфон — это нормально. И продают их миллионными тиражами, при том что собирают в том же Китае. Люди привыкли платить сотни долларов за устройство, которое сменят спустя два года. Хорошее детское кресло стоит дешевле смартфона, служит намного дольше и в сотни раз важнее, но на нём пытаются экономить.
Отдайте себе отчёт: сегодня рынок наводнён детскими креслами, представляющими реальную опасность. Их главный и, зачастую, единственный потребительский аргумент — цена. Не стоит думать, что китайские производители кресел, контролирующие органы или продавцы позаботятся о безопасности вашего ребёнка. Сделать это можете (и должны) только вы сами.