18.04.2018

Перевозка новорожденного. Детское кресло или люлька?

Ребёнка нужно перевозить ответственно начиная с самой первой поездки — из роддома. В странах с серьёзным подходом к дорожной безопасности медсёстры запросто могут вызвать полицию, если приехать за новорожденным на машине без детского кресла. Но многие родители об этом не думают: из роддома как-нибудь доедем, а кресло купим потом, при случае. Давайте посмотрим, что бывает при перевозке грудничка «как-нибудь», и как это нужно делать правильно.

Перевозка на руках

В детстве школьный курс физики удивлял нас тем, что вес тела может не совпадать с массой — вспомните задачки про движущийся лифт. Взрослая жизнь способна удивить ещё сильнее.

Вес равен массе, умноженной на ускорение. Столкновение на скорости всего 50 км/ч с неподвижным объектом (например, стоящей машиной) придаст всем пассажирам, включая ребёнка, ускорение минимум 30 м/с, увеличив вес каждого в 30 раз. Масса младенца в пелёнках — около 4 кг. Перемножаем и задаёмся вопросом: способен ли человек удержать в руках 120 кг? Для сравнения, офисная бутыль с водой для диспенсера в 6 раз легче.

А если мама и сама не пристёгнута, то припечатает грудничка своим весом, внезапно возросшим до полутора тонн. С физикой шутки плохи.

Напомним, речь идёт о столкновении с неподвижным объектом. При лобовом ударе добавляется скорость встречной машины, удваивая приведенные цифры. Но для травмирования хрупкой шеи новорожденного даже не обязательно попадать в аварию — достаточно резкого торможения и клевка кузова. Худшее, что вы можете сделать для безопасности ребёнка — возить его на руках в машине.

Корзина от коляски (переноска)

Разборные коляски давно вошли в моду: отстегнув нижнюю часть с колёсами, получаем удобную переноску. Но почему-то многие считают, что такое лукошко годится для перевозки ребёнка в машине. Проведите эксперимент: поставьте на заднее сиденье корзинку с грибами, разгонитесь, а затем резко затормозите. Результат будет идентичен.

Встречаются китайские коляски, где съемную корзину можно закрепить штатными ремнями безопасности. А внутри могут быть и встроенные ремни для малыша — почти как у автолюлек группы 0 (о них — ниже). Не обольщайтесь: даже привязанная корзина не защищена ни от опрокидывания, ни от бокового удара. Это мнимая безопасность, которая может привести к большой беде.

Автолюлька группы 0

Автолюльки относятся к детским удерживающим устройствам группы 0, предназначенным для перевозки детей с рождения до 6 месяцев. Устанавливаются только на заднем сидении, боком к направлению движения, и фиксируются штатными ремнями безопасности.

Автолюлек на рынке заметно меньше, чем кресел. Их можно назвать нишевым товаром из-за ограниченного срока эксплуатации: через 6 месяцев малыша всё равно придётся пересаживать в кресло. При этом кресла с маркировкой 0+ тоже можно использовать с самого рождения. Как правило, в краш-тестах автолюльки показывают худшие результаты, чем кресла: перемещение головы младенца создаёт высокую нагрузку на шею. 

Люльку можно установить не во все машины — для неё требуется ровное заднее сиденье, а не отформованные под пассажиров «ковши». Будьте готовы к тому, что автолюлька займёт почти весь задний диван.

Зачем вообще нужны автолюльки, если есть кресла? У люльки есть два преимущества. Первое — возможность переноски малыша прямо в ней, хотя и с оговорками. Автолюлька достаточно громоздкая и тяжелая, да и отвязывать её каждый раз от ремней, а затем фиксировать заново не слишком удобно. Поэтому мобильность автолюльки не бесспорна.

Второе преимущество — лежачее положение малыша. Самостоятельно грудничок пытается садиться лишь к 4–6 месяцам, а до этого ему комфортнее лежать. В креслах с фиксированным положением полулёжа новорожденному будет не слишком удобно в долгой поездке. Но этой проблемы нет в креслах с регулируемым наклоном чаши — в них грудничка можно уложить почти горизонтально, так что с люльками здесь паритет.

Детские кресла групп 0+ и 0+/1

Современные детские кресла с регулируемой чашей не уступают в удобстве автолюлькам, а в универсальности и безопасности превосходят их. Кресла 0+ можно использовать вплоть до года, а 0+/1 — до четырёх лет. Регулируемые внутренние подушки кресла компенсируют рост малыша, а вращение чаши облегчает посадку и высадку.

Для перевозки грудничка мы рекомендуем именно кресло. В крайнем случае, когда нужно забрать новорожденного из роддома, а у вас нет подходящего кресла с регулируемым наклоном чаши — арендуйте автолюльку для разовой поездки. Но для постоянного использования разумнее купить кресло: оно и безопаснее, и прослужит дольше.

В отличие от люлек, кресла снабжены дополнительным крепежом: якорным ремнём, упором в пол (так называемой ногой) или замками Isofix. Всё это обеспечивает лучшую защиту малыша как при боковом, так и при фронтальном ударе. Но с одной оговоркой: кресло должно быть правильно установлено. Вплоть до 15 месяцев грудничка нужно перевозить спиной вперёд.

Установка кресла спиной вперёд

Голова у новорожденных составляет 25% массы тела (против 6% у взрослых), а позвоночник и шея ещё очень слабы. При резком клевке вперёд позвонки могут не выдержать вес головы, поэтому установка кресла спиной вперёд обязательна вплоть до 15 месяцев.

Шведский профессор Лотта Якобсон, ведущий специалист Volvo по детскому травматизму, уверена: чем дольше ребёнок ездит спиной вперёд, тем лучше. В самой Швеции родители стараются возить детей таким образом вплоть до четырёхлетнего возраста. Детям это, разумеется, не нравится, но за их безопасность и здоровье отвечают взрослые, и последнее слово здесь за нами.

При установке кресла также помните, что самое безопасное для него место — на заднем сиденье. Если же вы решили закрепить кресло впереди для лучшего контроля ребёнка в дороге — обязательно отключите пассажирскую подушку безопасности.

Не забывайте, что родительские заботы начинаются задолго до рождения ребёнка. И выбор хорошего детского кресла — одна из самых важных.