12.09.2018

Ребёнок не помещается в кресло. Он уже взрослый?

В сентябре, отправляясь по забытому за лето маршруту «дом–школа», многие родители обнаруживают, что ребёнку в кресле стало тесно.  Он уже вырос и может ездить, как взрослый? Не спешите с такими выводами.

Покушение на детство

Когда ребёнок становится «условно взрослым»? Кроме формального совершеннолетия, вряд ли можно назвать конкретный возраст — разве что получение паспорта в 14 лет считается некой вехой. А вот российские правила дорожного движения с детьми не церемонятся: с недавних пор все пассажиры старше 7 лет у нас считаются взрослыми. По крайней мере, на заднем сиденье — там они могут легально ездить, пристегнувшись лишь штатным ремнём.

С такой трактовкой согласны и многие родители. «Да мой сын в 10 лет выше меня, зачем ему детское кресло?» — распространённое и, вроде бы, логичное рассуждение. Но только на первый взгляд. Давайте разберёмся, в чём тут ошибка.

Анатомия для «чайников»

В 12-14 лет у детей начинается пубертатный период — не просто половое созревание, а целый комплекс изменений в организме. С точки зрения безопасной езды в машине, самое важное из них — формирование подвздошного гребня (лат. crista iliaca), верхнего края тазовой кости.   

  

Эту кость человек легко может нащупать по бокам живота, но окончательно формируется она лишь к 13-15 годам жизни. Зачем нужны эти дебри анатомии? Именно в подвздошный гребень упирается нижняя (горизонтальная) лямка штатного ремня безопасности автомобиля, удерживая пассажира при аварии. Гребень защищает от травм важные органы брюшной полости — не будь его, наше тело по инерции подныривало бы под ремень. К сожалению, именно это и происходит с детьми, ездящими в машине без кресла.

Французские специалисты по безопасности из лаборатории LAB проанализировали детский травматизм в ДТП: в возрасте от 6 до 11 лет (том самом «условно взрослом») травмы брюшной полости случаются чаще, чем травмы головы, а их последствия зачастую опаснее. Причина именно в преждевременном переходе от детского кресла к штатному ремню безопасности, который рассчитан на анатомию взрослого человека.

Здесь нужно сделать важное уточнение. Штатным ремнём детей пристёгивают уже со второй возрастной группы кресел (с 3-4 лет, когда вес ребёнка достигнет 18 кг). Но только поверх кресла, которое берёт на себя роль подвздошного гребня, фиксируя нижнюю лямку ремня безопасности.

По результатам краш-тестов, детское кресло при ДТП снижает нагрузку на брюшную полость в три раза, бустер — в полтора. Пристегнуть ребёнка штатным ремнём без кресла или бустера — самое плохое решение. Даже если он «уже большой» и «условно взрослый».

Скрытые угрозы

Кроме подныривания под лямку и травм брюшной полости, со штатным ремнём есть и другие проблемы. Очевидная — недостаточный рост ребёнка, из-за чего диагональная лямка ремня проходит в опасной близости от шеи. Часто её пытаются отодвинуть с помощью адаптеров и стяжек — такую «заботу» о детях часто можно встретить в такси. Об опасности адаптеров мы писали неоднократно: вместе с отводом диагональной лямки ремня вниз (от шеи) они подтягивают горизонтальную лямку вверх — прямо на живот. Добавьте к этому неразвитый подвздошный гребень, и получите все шансы на тяжелые травмы брюшной полости при аварии.

С подныриванием неплохо справляются бустеры — единственная приемлемая альтернатива креслам для школьников. Но бустер не спасёт от травм при боковом ДТП — другой серьезной угрозе. В отличие от кресел с подголовниками и развитой боковой защитой, бустер при ударе сбоку не может предложить ничего.

Что делать, если ребёнку тесно в кресле

Резюмируем: если детское кресло нужно не для галочки (от штрафов), а ради безопасности — используйте его как можно дольше. Но что делать, если оно уже объективно мало? Вот несколько полезных советов.

1. Изучите возможности трансформации

Внимательно прочитайте инструкцию к креслу, почти в каждой модели есть несколько регулировок. Внутренние ремни переставляются (для групп 0+/1) или вообще снимаются, когда они уже не нужны (для группы 2 и старше). Спинка откидывается, подголовник поднимается — всё это добавляет свободного пространства. Также во многих креслах есть встроенные вкладыши, которые нужно демонтировать по мере взросления ребёнка. Убедитесь, что вы использовали все возможности «роста» кресла.

2. Не возите ребёнка в толстой одежде

 

Верхняя одежда не только скрадывает место в чаше кресла, но и ухудшает безопасность. Не укутывайте ребёнка, словно капусту: дистанционный запуск двигателя позволит заранее прогреть салон машины и с комфортом разместить малыша в кресле. В крайнем случае, ребёнка можно накрыть пледом поверх кресла.

3. Используйте кресла старших групп

Верхняя возрастная группа для детских кресел — третья. Хотя формально к ней относя лишь бустеры, большинство современных кресел совмещают возрастные группы 2 и 3 благодаря съемной спинке.

Более универсальные кресла, попадающие сразу в три, а то и четыре группы (9-36 кг или «до 36») обычно теснее моделей, ориентированных только на школьников (15-36 кг), ведь универсальность — всегда компромисс.

В линейке Ailebebe самое просторное кресло — Saratto Highback Junior Quattro: без внутренних ремней, с регулируемым подголовником и съемной спинкой, позволяющей превратить кресло в бустер, когда это потребуется.

4. Лучше бустер, чем ничего

Бустер — мера вынужденная, но для ребёнка это всё равно лучше, чем только штатный ремень. Боковой защиты бустер не обеспечит, но хотя бы исключит подныривание под ремень, сведя к минимуму вероятность травм брюшной полости. Если кресло ребёнку явно мало, используйте бустер.