6.08.2015

Правила перевозки детей в автомобиле

С 2013 года в России ужесточено наказание за неправильную перевозку детей – нарушителей ждет штраф в размере 3 000 рублей (ст. 12.23 ч.3 КоАП РФ). Хотя гораздо страшнее другое потенциальное наказание: за прошедший год на российских дорогах погибло около 900 детей, ранено более 20 000.

Совсем недавно эта статистика была ещё печальнее, что неудивительно: 10 лет назад только 2% детей путешествовали по дорогам России в специальных детских креслах. Самым же популярным (и фатальным) способом перевозки маленького ребенка был «на руках у мамы», конечно же, не помнящей школьный курс физики. Даже при столкновении на скорости всего 50 км/ч перегрузки, мгновенно увеличивающие вес в десятки раз, не позволят удержать руками ребенка даже чемпиону мира по тяжелой атлетике, отправляя малыша в свободный полет по салону… 

Именно поэтому в 2005 году в российские ПДД был добавлен пункт 22.9 о перевозке детей (хотя действовать он начал лишь с 1 января 2007). Итак, как же, согласно Правилам, безопасно перевозить ребёнка?

o   Начнем с того, что ребенок может быть пассажиром только в автомобиле – на заднее сиденье мотоцикла детей до 12 лет сажать категорически нельзя.

o   В автомобиле же дети до 12 лет должны перевозиться с использованием детских удерживающих устройств, которые могут быть установлены как на переднем, так и на заднем сидении. 

Почему именно до 12 лет, и чем плохи штатные ремни безопасности автомобиля? Дело в том, что штатные ремни защищают только человека ростом выше 150 см. Более низкий пассажир при столкновении «подныривает» под ремень, получая тяжелые увечья. Кроме того, штатный ремень, который должен проходить на уровне плеча пассажира, у ребенка оказывается на уровне шеи, что при ДТП повлечет дополнительные травмы.

Обычно дети достигают роста 150 см к 12 годам. Отсюда и требование использовать до 12 лет специальное удерживающее устройство.

o   К слову, для перевозки ребенка на заднем сидении в Правилах есть послабление. Согласно ПДД, помимо детского удерживающего устройства допускаются и «иные средства», позволяющие пристегнуть ребенка с помощью штатных ремней безопасности. Данная формулировка Правил активно критикуется специалистами и, скорее всего, в ближайшем будущем будет отменена. Дело в том, что «иными средствами» обычно служат различные «адаптеры»: направляющие, стяжки, корректоры, фиксаторы и прочие устройства, изменяющие положение лямок штатного ремня. Стоят они значительно дешевле детских кресел и формально соответствуют Правилам, позволяя избежать штрафа, но… Проведенные краш-тесты с использованием детских манекенов давно подтвердили, что подобные устройства только усугубляют последствия ДТП: подтягивая диагональную лямку штатного ремня вниз, при ударе они сдвигают поясную лямку вверх, и эффект «подныривания» под ремень только усиливается, что грозит тяжелейшими травмами груди и брюшной полости.

o   Другой пример «иных средств» - так называемые «бустеры», т.е. подкладки, позволяющие усадить ребенка выше и пристегнуть штатным ремнем. Бустер действительно снижает вероятность «подныривания» под поясную лямку ремня, но, к сожалению, всё равно не может гарантированно уберечь маленького пассажира от тяжелых травм. Ведь отличительными чертами детского кресла являются развитые боковины и высокий подголовник, которые оберегают малыша от поперечных перемещений. Бустер лишен всего этого и никак не поможет, например, при боковом столкновении, а лишь сместит выше место удара головой и торсом в дверь.

Таким образом, детское кресло – единственный действительно безопасный способ перевозки малыша в автомобиле, по статистике снижающий риск получения травм в 3,5 раза. Но очень важно, чтобы кресло было качественно спроектировано и изготовлено. Японские кресла CarMate Ailebebe тщательно разработаны и испытаны фронтальными и боковыми краш-тестами в ведущих лабораториях, специализирующихся на дорожной безопасности - японской NASVA, европейских TRL и ECE. Помимо продуманной конструкции, в креслах Ailebebe большое внимание уделено и качеству материалов, ведь крайне важно, чтобы малыш путешествовал не только безопасно, но и комфортно. Тогда даже длительные поездки на автомобиле с ребенком будут в радость.