Законодательные новшества в сфере перевозки детей появляются регулярно — чуть ли не быстрее, чем растут сами дети. Что изменилось к 2018 году в стандартах и правилах детской безопасности в России и в мире? Для автомобилистов-родителей мы подготовили обзор основных нововведений.
Правила ООН и мировые стандарты
Улучшением детской безопасности на дорогах последовательно занимаются все развитые страны. Например, в Европе детские автомобильные кресла обязательны уже более 30 лет, и за это время удалось достичь ощутимого снижения детской смертности на дорогах. Требования к детским креслам постепенно дорабатываются, уточняются и ужесточаются.
В 2018 году в Евросоюзе заканчивается переходный период одновременного действия сразу двух стандартов безопасности: четвёртой редакции правил ООН R44/04 (с 2009 года), и приходящего им на смену стандарта R129, также известного как i-Size (принятого в 2013 году). Замена автовладельцами уже купленных детских кресел, соответствующих правилам R44/04, не требуется, но при разработке и выпуске новых моделей для европейского рынка производители кресел начнут ориентироваться именно на i-Size.
В новом стандарте закреплены несколько важных принципов:
1. Перевозка детей возрастом до 15 месяцев — только в кресле, установленном против хода движения (спинкой вперёд)
У новорожденных непропорционально большая голова (25% массы тела, против 6% у взрослых), а мышцы шеи развиты ещё очень слабо. При резком торможении шея малыша может не выдержать сильного клевка вперёд, поэтому езда спиной вперёд до 15 месяцев — единственный безопасный вариант.
2. Подбор детского кресла в зависимости от роста, а не от возраста или веса ребёнка
В градации из четырёх возрастных групп нередка ситуация, когда ребёнку уже тесно в его кресле, но по весу и возрасту кресло следующей группы ещё не подходит. Кстати, именно поэтому для всех кресел Ailebebe указан рекомендуемый рост малыша. Теперь классификация по росту официально закреплена и в стандарте i-Size.
3. Обязательные боковые краш-тесты кресел
Статистика автомобильных аварий, унесших жизни детей до 3 лет, показательна: в половине случаев речь идёт о боковом столкновении. При этом задние боковые подушки безопасности в автомобилях — всё ещё редкость. Поэтому детские кресла должны обеспечивать надёжную защиту не только от фронтального, но и от бокового удара. А ещё это повод задуматься любителям подкладок-бустеров, которые не обеспечивают боковую защиту в принципе.
4. Наличие Isofix, а также упора в днище или якорного ремня
Основное достоинство крепления Isofix — простота установки кресла, а значит и минимальные шансы на ошибку. Правильный монтаж кресла — ключевой фактор безопасности, поэтому в новом стандарте наличие замков Isofix становится обязательным. Кроме того, кресло должно иметь упор в днище автомобиля («ногу») и/или якорный ремень Top Tether для дополнительной фиксации.
5. Совместимость со стандартом i-Size новых машин
Все новые автомобили будут по-умолчанию совместимы с детскими креслами стандарта i-Size: в спинках должны быть замки Isofix, на их тыльной стороне — зацепы для якорного ремня, а на полу ничего не должно мешать упору «ноги» детского кресла. На совместимость с креслами i-Size укажет специальный значок.
При этом возраст ребёнка, до которого нужно использовать детское кресло, по-прежнему определяется каждой страной индивидуально. Стандартный срок — до 12 лет, но рекомендации специалистов по детской безопасности однозначны: чем дольше ребёнок ездит в кресле — тем лучше. Многие страны подходят к этому вопросу более гибко, беря за ориентир не возраст, а (как и в стандарте i-Size) рост ребёнка. Например, в Швеции дети должны ездить в кресле, пока не вырастут до 135 см; после этого кресло можно сменить на бустер. Того же подхода придерживаются в Японии: бустер используется лишь начиная с роста 135 см, а до этого ребёнок ездит только в полноценном детском кресле.
Российские правила. Опять «особый путь»
В России не столь богатый опыт борьбы за безопасность малышей на дорогах — детские автомобильные кресла у нас стали обязательными всего 10 лет назад. Результаты не заставили себя ждать: всего за три года смертность детей-пассажиров снизилась на 30%! Но и «серых зон» в российском законодательстве оказалось предостаточно.
Так, согласно первой редакции российских правил, кресла для перевозки детей вообще не требовали какой-либо сертификации! В результате рынок наводнили дешевые китайские кресла (зачастую — с российскими названиями), не проходившие никаких испытаний и реально опасные для здоровья и жизни детей при аварии, но формально соответствующие правилам. Законодательный пробел устранили только к 2015 году, когда требования российского техрегламента к детским креслам привели в соответствие со стандартом R44/04. Кресла без «европейской» оранжевой бирки и отечественного сертификата сегодня в России продавать нельзя.
Другая характерная история последних лет, связанная с перевозкой детей — «иные средства» пристёгивания ребёнка, которые наряду с детскими креслами каким-то образом просочились в текст российских правил. О них мы уже писали: это целая россыпь различных «адаптеров», направляющих и стяжек для лямок штатных ремней безопасности, а также тряпочные «бескаркасные детские кресла».
Опасность таких устройств не раз демонстрировалась в ходе независимых краш-тестов, причём не только в России. Немецкий автомобильный клуб ADAC тестировал адаптер ремня, а японское агентство автомобильной безопасности NASVA провело испытания бескаркасных кресел, доказав их полную бесполезность и реальную опасность. Увы, все попытки запретить продажу «иных средств» в России (в том числе на уровне Верховного суда) до сих пор не увенчались успехом: лобби их производителей перевешивает ценность детских жизней.
Очевидно, что о приведении нашего техрегламента в соответствие с новым стандартом ECER129 пока нет и речи. Более того, к 2018 году в российском законодательстве произошли очередные странные метаморфозы. В ушедшем году Правительством приняты поправки к Правилам дорожного движения, гласящие следующее:
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) […] должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем […] или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем […].
То есть, несмотря на весь мировой опыт в области детской безопасности, в России теперь можно легально перевозить семилетнего ребёнка на заднем сидении автомобиля, пристёгнутого только штатным ремнём — не только без детского кресла, но даже без бустера! При том, что ремни безопасности рассчитаны на рост человека от 150 см, а рост ребёнка в 7 лет — 110-125 см; диагональная лямка ремня будет проходить как раз по шее.
Но неправильное положение диагональной лямки — ещё не самое страшное. Согласно исследованию французской лаборатории безопасности LAB, самые распространённые травмы в ДТП у детей от 6 до 11 лет — не повреждения головы и шеи, а травмы брюшной полости. Причина — эффект подныривания под нижнюю, поясную лямку ремня безопасности (даже в заводском положении, а различные «адаптеры» задирают её ещё выше). У детей до 12 лет ещё слабо развит подвздошный гребень — особая кость таза, за которую ремень удерживает тело взрослого. Поэтому при аварии ребёнок подныривает под поясную лямку ремня, получая тяжелые травмы брюшной полости.
При этом на переднем сидении машины обновлённые российские правила требуют перевозить малышей только в детских креслах, словно в разных местах салона действуют разные законы физики. Штраф за неправильную перевозку детей в 2018 году остался прежним: 3000 рублей.
Как поступать сознательным родителям?
Российские реалии — словно популяризатор естественного отбора: на дорогах выживут только те дети, о которых должным образом позаботятся их родители. 900 погибших и более 25000 раненых детей (многие из которых останутся инвалидами на всю жизнь) на российских дорогах ежегодно — угрожающая статистика. И уповать на то, что именно вашу семью она не коснётся — играть с собственным ребёнком в русскую рулетку.
Здравомыслящим родителям, безусловно, стоит ориентироваться не на законодательные причуды их стран (где бы они не жили), а на передовые мировые стандарты детской безопасности — они подкреплены реальными научными исследованиями и опытом. Вот их основные постулаты:
- Ребёнка возрастом до 15 месяцев перевозить только в подходящем для грудничков детском кресле, установленном спинкой вперёд.
- Ребёнка до 12 лет и/или ростом до 135 см перевозить только в детском кресле.
- Ребёнка ростом более 135 см, уже не помещающегося в кресло, перевозить на качественном бустере; часто его можно сделать из детских кресел старшей возрастной группы, просто сняв спинку.
- Никогда не пользоваться адаптерами ремней, бескаркасными «креслами» и прочими сомнительными средствами ни в своей машине, ни в арендованной, ни в такси.
- Подходить к выбору детского кресла тщательно, не экономя на безопасности и комфорте ребёнка. Не забывайте: взрослые несут полную ответственность (моральную, гражданскую и правовую) за жизнь своих детей.